пятница, 30 июля 2010 г.

Джентльменские забавы

    Около 60 лет правительственные британские архивы скрывали доказательства тайных пыток, применяемых англичанами в послевоенной Германии. Снимки молодых людей, которые чудом остались в живых после того, как их систематично морили голодом, били, лишали сна и подвергали воздействию крайне низких температур, считались слишком шокирующими, чтобы выставлять их на всеобщее обозрение. На этих фотографиях запечатлены люди, подозреваемые в том, что они коммунисты, которых пытали в целях получить информацию о советских военных намерениях. Среди других допрашиваемых в той же самой тюрьме в Бад-Нендорфе недалеко от Ганновера, были члены НСДАП, видные немецкие промышленники и бывшие бойцы СС. Как минимум двое из людей, подозреваемых в том, что они коммунисты, умерли от голода, как минимум один был забит до смерти, одни тяжело заболели или получили серьёзные раны, а многие другие потеряли пальцы на ногах от обморожения.
  Жестокое обращение с 372 мужчинами и 44 женщинами, которых допрашивали в Бад-Нендорфе в 1945-1947 годах, было подробно изложено в отчёте английского полицейского инспектора Хейварда. Один из сфотографированных, Герхард Менцель, студент двадцати трёх лет, был арестован представителями британской разведки в июне 1946 года в Гамбурге. Он попал под подозрение из-за того, что, как считалось, он отправился в британскую оккупационную зону Германии из Омска, где его держали в плену. Его вес, измеренный через несколько недель после его ареста и составлявший 65 кг, упал до 49 кг к тому времени, когда его перевели из Бад-Нендорфа в британский лагерь для интернированных через восемь месяцев. Как он поведал Хейварду, его руки держали закованными за спиной в наручниках до 16 дней подряд - время, в течение которого его неоднократно били кулаками по лицу. Также его держали в голой и ледяной камере до двух недель подряд и окунали в горячую воду через каждые полчаса с полпятого утра до полуночи. Эта практика была для английских гуманистов вполне обычной.
  Врач из лагеря для интернированных сообщил, что Менцель находился в группе из двенадцати узников, переведённых из Бад-Нендорфа, все - крайне истощённые и одетые в лохмотья. Прибывшие до этого также находились на грани голодной смерти. У некоторых на лице имелись шрамы, появившиеся в результате избиений. У некоторых были шрамы на голенях, которые были результатом пыток при помощи тисков для голеней. Менцель был "лишь кожа да кости", написал доктор. "Он не мог ни ходить, ни стоять без посторонней помощи, и мог говорить только с большим трудом, поскольку его язык и губы вздулись и потрескались. У него нельзя было измерить температуру тела, так как она была не выше 35 градусов Цельсия, а градусник начинается только с 35-ти". Заключённый также находился в прострации, испытывал патологический страх и страдал от провалов в памяти; его лёгкие были тяжело заражены, а кровяное давление было угрожающе низким.
    Ещё один изображённый на снимках, Хайнц Бидерман, двадцатилетний клерк, был арестован в октябре 1946 года из-за того, что он находился в британской оккупационной зоне, а его отец, проживавший в Стендале в советской зоне, считался "ярым коммунистом". К тому времени, когда его перевели из Бад-Нендорфа четыре месяца спустя, его вес упал с 71-го до 50-ти килограмм. Он сказал, что большую часть времени его продержали в одиночной камере, угрожая смертной казнью, и заставляли жить и спать полуодетым при температуре ниже нуля. На другой стороне британской оккупационной зоны офицер из королевской артиллерии пожаловался на состояние узников из Бад-Нендорфа, которых разгружали из грузовика у входа в военный госпиталь. Некоторые из них весили меньше сорока килограмм, и двое умерли вскоре после прибытия.
   Бад-Нендорф управлялся департаментом английского военного министерства, получившим название Центра для обстоятельных допросов объединённых служб (CSDIC). В конце 1946-го CSDIC потерял интерес к национал-социалистам и сосредоточился на коммунистах. Помимо этого центра существовал ряд других тюрем CSDIC. Ныне известно, что один центр для допросов располагался в центре Лондона, однако мало что известно об аналогичных центрах из Германии, за исключением их местонахождения.
    Единственным офицером из Бад-Нендорфа, которого осудили после расследования Хейварда, был тюремный врач. В возрасте 49 лет его приговор заключался в увольнении из армии. С начальника тюрьмы, полковника Стивенса, обвинение в "недостойном поведении жестокого рода" было снято; ему сказали, что он волен заново присоединиться к своим бывшим сослуживцам из МИ-5.

0 коммент.:

Отправить комментарий